Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 10:22

МАОУ "Викуловская СОШ № 2" - отделение Нововяткинская школа - детский сад

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Здоровое питание

Здоровое питание

Рекомендации родителям о питании школьников

Что такое здоровое питание?

Выражение «здоровое питание» по-разному понимается в разных странах людьми с разными культурными традициями. Вообще говоря, здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому, психическому и социальному здоровью человека. В целом под выражением здоровое питание подразумевается совместное воздействие потребляемой нами пищи, нашего состояния здоровья и предпринимаемых нами усилий для улучшения здоровья, как собственного, так и окружающих. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.

Недостаточность питательных веществ представляет собой физическое состояние, вызванное неправильно подобранной диетой или физической неспособностью усваивать или метаболизировать питательные вещества. Это понятие включает в себя:

переедание: человек получает с пищей больше калорий, чем расходует, что приводит к избыточному телесному жиру;

недоедание: человек получает с пищей недостаточное количество калорий и питательных веществ, что приводит к уменьшению массы тела и/или дефициту питательных элементов.

Недостаточность питательных веществ может быть связана с различными причинами, к которым относятся бедность, инфекции, ухудшающие аппетит, отсутствие доступа к пище, недостаточно развитые медико- санитарные услуги. Недостаточность питательных веществ негативно отражается на качестве жизни и учебе и может привести к болезни и смерти.

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?

Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе. Как показывают исследования, дети, питающиеся более качественно, получают при тестировании более высокие оценки, не взирая на материальное положение их семей и уровень школы.

Наоборот, недостаточность питательных веществ, имевшая место в раннем детстве, может влиять на способность к учению, длительность пребывания в школе, умение концентрироваться и на внимательность. Дети, имевшие серьезную недостаточность питательных веществ, получают при тестировании на IQ и знание фактической информации более низкие оценки, чем дети в специально выбранных группах сравнения.

Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказания им помощи. Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение. Они контактируют с детьми, когда те находятся в критическом возрасте, определяющем их будущий образ жизни, включая качество питания. Кроме того, школы могут влиять на соответствующее поведение персонала, учителей, родителей и членов местного сообщества.

Мы знаем, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы. Исследования, проведенные в США и в других странах мира, показали, что тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья форм поведения, касающихся, в том числе, питания, которые могут привести к заболеваниям. Более того, как свидетельствует анализ эффективности школьных программ питания, в ходе реализации которых повышается доступность продуктов питания при одновременной помощи и просвещении в области питания, наблюдается значительное увеличение роста и/или веса детей, а также в ряде случаев улучшение посещаемости занятий и успеваемости.

Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания. Исследования показали, что по сравнению с другими способами, школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение. Экономически эффективная помощь в области питания, оказываемая в школах, позволяет избежать или значительно снизить остроту проблем со здоровьем и последствий недостаточности питательных веществ.

Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи. Предоставление девочкам более широких образовательных возможностей является одним из наиболее эффективных видов государственных инвестиций на здравоохранение и социальные нужды. Улучшение охраны здоровья девочек приведет, в свою очередь, к улучшению здоровья их детей и семей. Многие из проблем, связанных с родами, могут быть в значительной степени решены путем обеспечения адекватного питания на более ранней стадии.

Кроме того, оказание помощи в области питания повышает социальное значение женщины, поскольку именно женщина чаще всего готовит пищу для членов семьи. Исследования показали, что самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.

Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для

настоящего времени. Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, рак и нарушения пищеварения, проявляются в юности.

Установлено, что просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.

Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние.

Влияние питания на здоровье.

Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.

Если говорить об отношении к еде с точки зрения здоровья, то надо отметить, что такое рациональное питание, разнообразное питание и в чем состоит его режим. Соблюдая нехитрые правила, можно сохранить здоровье, на что следует обратить внимание детей.

Здоровое питание включает в себя еще один принцип – умение правильно приготовить пищу. Таки образом, все о чем говорили выше, укладывается в понятие:

  • ·        разнообразное питание, богатое всеми основными питательными веществами;
  • прием пищи не менее 3 –4 раз в день;
  • умеренное употребление пищи;
  • ужин не позднее 19 – 20 часов;
  • правильная кулинарная обработка продуктов.

В этой работе много проблем. Прежде всего очень трудно преодолеть стереотип в мышлении и поведении не только детей, но и взрослых, что здоровье – это дело не только государственное, но и личное. Главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его.

Если говорить о правильном питании то это предусматривает:

  • приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье, а предупредить его нарушение – формирование духовно – нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия).
  • развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни – воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда).

Целостность означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Современное питание по данным обследования потребление избыточного количества жира, нам не хватает большинства витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, незаменимых жировых клеток, содержащихся в растительных маслах и в морепродуктах. Выявляемые нарушения в значительной степени влияющие на состояние здоровья, связаны как социально – экономическими условиями, так и привычками и традициями в питании населения, существенную роль играет и низкий уровень образования населения в области здорового питания.

Здоровье детей в целом.

Питание детей тесно связано со здоровьем. Начало заболевание желудочно – кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 – 6 летний возраст и достигает пика к 8 – 12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:

·         нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов;
  • частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
  • однообразное питание;
  • еда в сухомятку;
  • употребление некачественных продуктов;
  • несоблюдение режима дня;
  • малоподвижный образ жизни;
  • вредные привычки

Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%. Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно – кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и рака. Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоровья.

Анализ существующей структуры питания страны показывает, традиционно высокое потребление зерновых

продуктов (хлеба, каш и д.р. переработки зерна), а также картофеля (который обеспечивает одновременно существенный вклад в рацион россиян витамин С) никак не противоречит современным принципам здорового питания. Но в след за этими продуктами как по чистоте потребления, так и вкладу в калорийность рациона следует сахар и кондитерские изделия (А они должны обеспечить вершину «пирамиды» здорового питания, самую низкокалорийную ее часть).

Известно, что здоровье напрямую связано с традицией потребления овощей и фруктов. Призыв Всемирной организации здравоохранения о потреблении 400 гр. овощей и фруктов в день обошел весь мир, и в тех странах, где он реализован, показатели здоровья населения значительно лучше. У нас в стране, к сожалению, эти рекомендации не выполняются, и многие нарушения в питании напрямую связано с недостатком в нашем рационе овощей и фруктов.

Школьная среда ориентирована на профилактику здоровья:

  • в школьной столовой предлагается здоровая пища;
  • родителям предлагаются информационные сообщения об организации школьного питания и ежедневном меню для учащихся.

Наши задачи:

  • проводить практикумы, касающиеся здорового питания, интегрированные в курс обучения на каждом последовательном уровне обучения ;
  • проводить профессиональное обучение преподавателей и другого школьного персонала в отношении профилактики здоровья и просвещения на тему здорового питания;
  • организация или содействовать школьному общественному проекту в отношении питания;
  • проводить обследование на наличие признаков неполноценного питания;
  • создавать среду, которая способствует здоровью и здоровому питанию.

Памятки:

Памятка для родителей о правильном питании школьников

Памятка "О завтраке школьника" ==>>>

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, — это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.

В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лет — 90-100 г, или 2 -2,5 г на 1 кг веса.

Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины


Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1
— находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2
— находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР
— в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6
— в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота
— в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12
— в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота
— в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин
— в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С
— в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D
— в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е
— в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К
— в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.

Витаминная азбукаКогда начинать принимать витамины? Весной, когда летние запасы на пределе? В начале зимы? Или глотать пилюли это круглый год? Разъясняет эксперт.

 

 

 

Витамины нужно принимать круглый год, считает наш эксперт доктор биологических наук, член-корреспондент АТН, руководитель лаборатории витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН Владимир СПИРИЧЕВ. Сомневаетесь? Давайте разбираться по очереди.

Сомнение №1. «Теперь мы едим свежие фрукты и овощи круглый год, значит, витаминами обеспечены. Зачем же их принимать?»

Во-первых, не все необходимые нам витамины есть в свежих овощах и фруктах. Там есть витамин С, есть каротиноиды, из которых в организме вырабатывается витамин А. Но витаминов группы В там мало. Их источник - нежирное мясо, почки, печень, и зерновые с оболочкой - хлеб черный и белый с отрубями, каши гречневая, пшенная, овсяная…

А во-вторых и в-главных, французские диетологи посчитали: чтобы удовлетворить свои потребности в одном только витамине С, мы должны съедать в день 5-6 порций салатов или 5-6 фруктов. Вы съедаете 6 апельсинов каждый день? Дневная норма витаминов группы В содержится в 400 г нежирного мяса и 1,3 кг черного хлеба. Кто столько съедает мяса и черного хлеба?

 

Те же французы заложили в компьютер химические составы всех блюд французской кухни и дали машине задание подобрать рацион на 2500 ккал, максимально богатый витаминами. И оказалось, что нет во французской кухне такого меню, которое обеспечивало бы витаминами группы В на 100%! В идеале получалось только 80%. А реально, с той пищей, которую мы едим, витаминов группы В мы можем получить только 60%.

Можно, конечно, последовать примеру американцев и обогащать витаминами еду. Они, например, добавляют в белый хлеб столько витаминов группы В, что с одним (!) куском получаешь 50% суточной нормы. Но наша промышленность пока к этому не готова. Так что пока путь один: чтобы обеспечить себя необходимой нормой, надо принимать витаминные комплексы.

Сомнение №2. «А как же английская пословица про яблоко в день, которое решит все проблемы?»

 Исследования, проведенные японскими учеными, показали, что в современных сортах яблок и апельсинов витамина С в 10-20 раз меньше, чем в дичках. В результате селекции фрукты и овощи стали красивые, морозоустойчивые, дольше сохраняются и лучше транспортируются, но они, к сожалению, теперь бедны витаминами. Пословица устарела.

Сомнение №3. «Говорят, что витамины из аптечных комплексов хуже усваиваются. А если нет – не страшно ли получить передозировку?»

На самом деле из драже витамины усваиваются лучше, чем из пищи, потому что там уже готовые молекулы. А из белка тех же яблок, например, организму надо витамин сначала вычленить, отщепить и встроить в свой белок. На это уходит время, за которое пища вместе с частью витаминов выводится из организма. Поэтому усвояемость витаминов из продуктов питания в лучшем случае составляет 90-95%. Реально она может быть 50-60%, а может и вообще отсутствовать. Витамин В6, например, из растительных продуктов усваивается на 5-50%.

А передозировка вредна только в случае в витаминами D и А. Она грозит, если превысить профилактическую норму в 10 раз. Если вы не будете принимать по 10 драже поливитаминов вместо положенного одного, то никогда не получите опасной дозы.

Сомнение №4. «Может, прежде чем принимать витаминные комплексы, сначала сделать анализы, узнать, каких конкретно витаминов не хватает? Определить это по волосам или по крови?»

Определить по волосам, хватает ли вашему организму витаминов, нельзя. Такой анализ может показать состав минералов, и то его результаты будут зависеть от марки вашего шампуня, от атмосферных осадков…

Есть два подхода к определению нехватки витаминов. Первый - расчетный метод. Существует таблица химического состава основных продуктов. Ее разработали ученые разных стран на основе многолетних исследований. Есть различные опросники - сколько и чего человек съел за день, за три дня… Специальные компьютерные программы на основании этих таблиц опросов подсчитывают, какое количество витаминов мы получаем с пищей в среднем в день и соответствует ли оно норме.

Согласно этим исследованиям, половина россиян не получает достаточное количество витамина С, а на первое место по дефициту сейчас вышли витамины группы В. Профилактические дозы признаны абсолютно необходимыми.

Второй подход – анализы: он учитывает, как усваиваются витамины, поступающие в организм. Например, лекарства, которые мы пьем, могут нарушить микрофлору кишечника, где вырабатывается ряд витаминов, в частности, биотин. При желудочно-кишечных заболеваниях нарушается всасываемость витаминов. Человек может с пищей или с аптечными комплексами получать их достаточно, а организму все равно витаминов не будет хватать. Анализы крови или мочи на витамины стоит делать, когда вы принимаете профилактические дозы, а признаки нехватки витаминов, тем не менее, есть.

Сомнение №5. «Ну хорошо, поливитамины пить надо. Но зачем круглый год? Может, хватит одного весеннего курса?»

Думать, что весной у нас витаминный голод, а осенью и зимой все хорошо - наивно. Может быть, только витамина С мы летом получаем чуть больше. Каждый день мы едим пищу, в которой витаминов не хватает, значит, и принимать витаминные комплексы надо круглый год, постоянно.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz