Современное
образование выходит на всё более высокий технологический уровень. Если ещё
каких-то лет 7-8 назад компьютер использовался изредка на некоторых уроках, то
сейчас мультимедиа-проектор и интерактивная доска - практически постоянные
спутники и первые помощники на любом уроке. К примеру, в нашем районе
Нововяткинская школа - одна из школ, которые самым активным образом используют
современные технологии в своей работе. Это одна из школ, где впервые появилась
локальная сеть и собственный сайт.
Директор
школы С.И. Липчанская считает, что новые технологии - обязательная составляющая
образовательного процесса. На современном этапе формирования и развития
личности ребёнка предоставлять материал на уроке в традиционной форме уже
недостаточно.
--
Мы должны научить детей правильно пользоваться компьютером. Именно правильно.
Не просто в нужном порядке нажимать на кнопки, а грамотно выбирать информацию.
У сельских ребятишек часто нет возможности посмотреть знаменитые картины,
услышать какую-то музыку, побывать в музеях и на выставках, найти какие-то
произведения литературы. И им на помощь приходит компьютер. Так можно найти
всё: недостающие в школьной библиотеке произведения, репродукции, карты. Или
посетить международный музей в режиме он-лайн. Согласитесь, это хорошо и
полезно. Но важно уметь выбирать. Не скачивать, например, сочинение из
Интернета, а писать его самому, используя найденную в глобальной сети
информацию. Вот это и называется «правильно пользоваться компьютером».
Процесс
информатизации в этой школе идёт давно. Сначала в распоряжении учеников и
учителей было всего несколько компьютеров. В 2007 году школа выиграла грант и
получила миллион, который был потрачен на создание компьютерного класса. Так в
школе появились современные компьютеры и специально оборудованные для них
места, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска.Сейчас один из проекторов - стационарный,
используется в одном классе, второй - переносной, им можно пользоваться не
только на занятиях, но и мероприятиях, конкурсах и концертах. Как говорит
Снежана Ивановна, интерактивная доска пока не стала активным помощником на
уроках, не все учителя умеют ей пользоваться. Но работа в этом направлении
идёт, и вскоре электронная доска станет такой же привычной, как обыкновенная.
Практически
все учителя Нововяткинской школы с компьютером «на ты». Сами составляют
презентации, проекты и активно используют их на уроках. Почти у каждого дома
также есть компьютер с выходом в Интернет, и это большой плюс в работе.
Компьютерный класс здесь
используется постоянно. Если посмотреть по расписанию, то он занят почти каждый
урок. Литература, математика, история, иностранный язык - везде компьютер -
активный помощник. И администрация школы всегдапоощряет и способствует тому,
чтобы Интернет, компьютеры, электронные ресурсы широко и качественно
использовались во всём образовательном процессе, для всех учебных предметов.
Компьютерный кружок для школьников - тоже
часть этой системы работы с учениками. Он здесь организован центром
дополнительного образования и развития детей. Дети активно посещают занятия,
учатся, совершенствуют свои знания и умения.
-- Вообще, наша
Нововяткинская территория продвинутая в этом плане, -- говорит директор школы.
- У нас всегда есть запросы на подключение новых точек доступа в Интернет. Из
90 учеников 27 имеют дома компьютер, 24 - доступ в Интернет. В прошлом году у
нас состоялся выпуск профильного информатизационного класса, каждый его ученик
уже умел делать свой сайт.
Собственный сайт есть и у школы. В его
создании принимали участие все учителя, сейчас им занимается учитель
информатики Г.В. Жукова. Не каждая школа может похвастать собственным сайтом! А
в настоящее время на базе Нововяткинской
школы организуются специальные обучающие занятия, на которых опытные в этом
плане учителя будут рассказывать, как создать сайт школы и каждого учебного
предмета отдельно. Согласитесь, начинание очень полезное. На занятия
планируется приглашать учителей всех школ района.
Довольны и дети. Например, восьмиклассники
Нововяткинской школы рассказали нам, что компьютер и Интернет очень хорошо
помогают им в учёбе.
-- Мы можем найти там любую информацию:
произведения, доклады, сделать презентацию и получить за это повышенную оценку,
-- сказали они.
Действительно, эффективным механизмом повышения
качества школьного образования является внедрение современных информационных
образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных
ресурсов. В течение последних лет на территории всей России, в том числе и
нашего района, ведётся активная работа по информатизации и компьютеризации образования.
Создаются специальные образовательные порталы, доступные всем учителям, большинство
школ оснащено современными компьютерами и компьютерными классами, хорошей
оргтехникой, все общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет,
проводятся специальные он-лайн встречи и видеоконференции, всё больше учителей
осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят специализированные
курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и
воспитательной работе. И вообще, в целом, сейчас в обществе идёт активный
процесс компьютеризации и информатизации практически всех сторон нашей
жизнедеятельности, общество быстро развивается в этом плане. И это ещё раз
доказывает, что повышение компьютерной грамотности в современных условиях
просто необходимо.
Главные предметники
2010 -
Год учителя
Никто не станет возражать, что
«главными» предметами в школе являются русский язык и математика. На учителей
этих предметов ложится большая нагрузкав подготовке всех обучающихсяк
ЕГЭ.
Новосёлова Надежда Юрьевна -- учитель
русского языка МОУ «НововяткинскаяСОШ»с 36-летним стажем работы,
учитель, умеющий работать в сложных
и быстроменяющихся условиях, она осваивает и внедряет новые современные
технологии в обучении. Надежда Юрьевна постоянно стремится к повышению своего
профессионального мастерства.
Уроки Надежды Юрьевны отличаются логикой изложения нового материала,
чёткостью, целесообразностью распределения учебного времени. Она использует
различные виды уроков: урок- путешествие, урок-игра, урок-конференция.
Пшеничникова Валентина Ивановна работает в
МОУ «НововяткинскаяСОШ» с 1986 года.
Учитель ведёт уроки с учётом возрастных и психологических особенностей
учащихся, в соответствии с современными требованиями. Владеет формами и
методами активного обучения, использует на уроках групповую и индивидуальную
работу с учениками. В последнее время осваивает применение информационных
технологий на уроках математики в 5 и 6 классах.
На уроках Валентины Ивановны хороший
психологический климат, все учащиеся чувствуют себя комфортно и активно
включены в работу. В итоге среди её учеников в течение пяти последних лет нет
неуспевающих по математике. В целом уровень
успеваемости по математике в классах, где работает Пшеничникова Валентина
Ивановна, составляет 100%, все выпускники успешно сдают ЕГЭ.
Валентина Ивановна требовательный педагог,
отзывчивый и доброжелательный человек, обладает адаптивным стилем поведения,
педагогического общения; старается создать вокруг себя доброжелательную
обстановку.
В Нововяткинской средней школе учится много талантливых детей. Один из них Артём Грабежов, ученик 7 класса, его лидер. В дневнике этого не по возрасту серьёзного мальчишки только хорошие и отличные оценки. Он влюблён в русский язык и литературу, участвует во всех олимпиадах по различным предметам, в том числе и всероссийских, занимается спортом, любит кататься на лыжах, коньках, роликах. А ещё он пишет стихи, сказки, играет на гармошке и баяне, коллекционирует монеты, значки … И при этом на всё у него хватает времени. Когда я учился в начальной школе, собирал различных жуков, высушивал их и хранил каждого в отдельной коробке, склеенной из бумаги. Это была моя первая коллекция, -- рассказывает Артём. -- Потом однажды нашёл монетку. Мне она понравилась. Очистил её. Она оказалась старинной. С той поры начал собирать и старинные монеты, и бумажные деньги, которыми сегодня уже не пользуются. У меня есть даже турецкие и белорусские денежные купюры, всего около ста различных экземпляров. Позднее начал собирать значки. Друзья и родственники дарят, знают, что я этим увлекаюсь. А ещё у меня есть стихи. Хотите, почитаю? Жизнь – хрустальный шар.
И даже незначительный удар
Может разрушить этот шар,
Который вновь не возродится.
И кто, откуда знает,
Какая у кого судьба свершится?
Ведь кто-то обречён на разные страданья:
Мучение, забвение, изгнанье,
А у кого-то жизнь – стрела,
Не знает горестей она.
Всем нужно жить
И радоваться жизни,
Ведь нам она даётся только раз …
Согласитесь, для 12-летнего ребёнка это достаточно глубокое суждение. Молодец! А вот что рассказывает об Артёме его любимая учительница русского языка и литературы Ольга Николаевна Мякишева: У Артёма хорошая фантазия, много интересных идей, задумок. К участию в различных школьных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах он тщательно готовится самостоятельно. Он не боится во всём себя пробовать. Недавно участвовал в олимпиадах Уральского федерального округа по русскому языку, алгебре и физике. Прошёл во второй тур по всем предметам. В школьной олимпиаде по алгебре и физике занял первое место, по литературе – второе. В прошлом году Артём прошёл в числе немногих других все три тура олимпиады УрФО по русскому языку и вместе с Лизой Липчанской и Лазат Абдрахмановой ездил в Екатеринбург. Участвовал в областной предметной олимпиаде по русскому языку, объявленной ТОГИРРО, и показал хороший результат. Летом прошлого года родители за свой счёт возили Артёма по путёвке в Тюменский детский центр для одарённых детей «Остров детства», где с ребятами много занимались по их развитию, писали исследовательские работы, возили на экскурсии. Огромное спасибо родителям мальчика Светлане Васильевне и Виктору Александровичу, которые делают всё, чтобы развить его таланты и способности. Не жалеют для этого ни средств, ни времени … Есть в портфолио Артёма ещё одна значительная победа – Диплом за первое место по Тюменской области в возрастной номинации от 10 до 12 лет во всероссийском детском литературном конкурсе «Придумай сказку», посвящённом 130-летию писателя-сказочника П. П. Бажова. Сказка «Чудо-дерево», написанная Артёмом, очень понравилась организаторам конкурса. Сейчас он участвует во всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». Его сказка «Спорт – лучшее лекарство» будет одной из творческих работ школьников от Тюменской области. Сказка, поверьте мне на слово, очень интересная, написана талантливо и с выдумкой. Хочется верить, что она вновь займёт достойное место среди других работ школьников. А начинается сказка так: «Давным-давно, может, правда, может, нет, да только жили-были в старой-престарой деревне Комиссаровке два брата: Андрей и Алёша. Оба спорт любили, и от этого сильны были так, что ни в сказке сказать, ни пером описать …». Кто знает, может быть, Артём Грабежов станет не меньшей знаменитостью, чем П. П. Бажов. У них даже в фамилиях есть небольшое сходство … В. Хакимова На снимке: Артём Грабежов Фото Т. Суховой Газета "Тюменская область сегодня"
Конкурс "Сибирская глубинка-2007"
5 июля 2007 года
Когда успех закономерен
В областном конкурсе «Лучшая общеобразовательная школа», организованном в рамках реализации приоритетного национального проекта, Нововяткинская средняя школа Викуловского района заняла третье место.
Награды – более чем внушительные для сельского общеобразовательного учреждения: грант главы района в размере 100 тысяч рублей и сертификат губернатора области – набор оргтехники на сумму 135 тысяч рублей. Успех для коллектива не стал неожиданностью. Путь к нему, по признанию директора школы Виктора Глебова, был целенаправленным, долгим и сложным. Немало препон пришлось преодолеть: и нехватку финансовых средств, и недопонимание коллег, и скептицизм некоторых чиновников – прежде чем школа сельской глубинки получила статус муниципальной опорно-экспериментальной площадки по профильному обучению.
Общеобразовательное учреждение на первый взгляд ничем не отличается от других школ района: 124 ученика, 16 преподавателей, пришкольный интернат для ребятишек из пяти деревень, компьютерный класс, спортивный и тренажерный залы. Но в Нововяткинской школе с 1999 года на базе учебно-консультативного пункта ведется начальная профессиональная подготовка старшеклассников по специальностям тракторист, швея, а с недавнего времени – пользователь ЭВМ. Для этого создана прекрасная материальная база, есть опытные преподаватели. И как следствие — у школьников появился выбор: получить первоначальные навыки будущей профессии (класс УПК) или углубленно изучать предметы для поступления в вуз. Первые сдают по окончании 11 класса экзамены в обычном режиме, вторые – в формате ЕГЭ. В дальнейшем практически все выпускники успешно устраиваются в жизни.
Опыт нововяткинцев оценен положительно. В прошлом году школа стала базовой по профильной подготовке. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике – выше среднерайонного и среднеобластного показателей, в чем, несомненно, заслуга преподавателей технологического профиля: Александра Блинова (сельскохозяйственные машины), Натальи Глебовой (швейное дело), Галины Жуковой (информатика), учителя математики Валентины Пшеничниковой, учителя русского языка Ольги Мякишевой.
Еще одна гордость Нововяткинской школы — класс добровольной военной подготовки «Ратибор». Попасть в него мечтают все мальчишки с младших классов. Преподаватель Александр Вяткин, вернувшись в село после службы в армии, стал примером для подражания мальчишкам и девчонкам. Как и три ратиборца, призеры областных сборов Иван Косовец, Анатолий Раут и Хабдулла Ахмедов.
Главным достижением своей работы педагоги считают талантливых учеников. Только в прошлогодней районной олимпиаде шесть нововяткинских школьников стали призерами, одна из них — Екатерина Ивасюк — показала лучший результат по географии на зональной олимпиаде в г. Ишиме. А всего за три последних года 33 учащихся Нововяткинской школы победили в районной олимпиаде, четверо – в зональной.
Есть в активе «самых умных умников» и всероссийская награда: девятиклассница Мария Сергеева получила диплом всероссийского конкурса «Мой классный – самый классный!»
В школе поощряются занятия декоративно-прикладным, техническим творчеством. Ребята любят посещать кружки: «Юный мотоциклист», «Самоделкин», «Информатика». Девочкам более интересны «Юные мастерицы», «Вязание», «Кройка и шитье», «Умелые руки». Те и другие с удовольствием посещают спортивные секции: «Атлет», «Волейбол», «Юный спортсмен».
Педагогический коллектив, делая ставку на начальное профессиональное обучение, физическую подготовку, творческое развитие личности ученика, выполняет тем самым основную задачу национального проекта – выпускает из стен школы здоровых, воспитанных и развитых ребят, которые легко находят свое место в жизни. А награды учеников – гордость для учителя.
"Учительская газета"
Не обойтись селу без трактористов
Агрономы и экономисты тоже не помешают
С
каждым годом профильное обучение в сельской местности становится все
более актуальным, особенно в связи с реализацией в России приоритетного
национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Но,
безусловно, главная здесь цель — не только удовлетворение местного
рынка труда и увеличение экономических показателей аграрного сектора за
счет выпускников школ из глубинки. Профильное обучение способствует
равному доступу к качественному образованию школьников в соответствии с
их способностями и потребностями, позволяет расширить возможности
социализации подростков и более эффективно подготовить выпускников
школы к освоению программ высшего профессионального образования.
С
этой задачей на протяжении последних лет успешно справляется
педагогический коллектив Нововяткинской средней общеобразовательной
школы — одной из лучших в Тюменской области. Школа награждена дипломами
губернатора за первое место в региональном смотре-конкурсе в номинации
«Лучшая общеобразовательная школа-2002» и за третье место в номинации
«Лучшая общеобразовательная школа-2006», а также свидетельством и
сертификатом губернатора на получение оргтехники за третье место в
областном смотре-конкурсе 2006 года по организации питания и
эффективной работы по охране труда. Успехи педагогического и
ученического коллективов Нововяткинской школы неоднократно отмечались и
на районном уровне. В школе эффективно действует управляющий совет, в
который входят несколько комиссий: по профилактике правонарушений
несовершеннолетних, контролю за состоянием здоровья учеников,
разработке локальных актов школы и финансам.
Широкое
развитие получили дополнительные услуги. Нововяткинская школа гордится
факультативным классом «Ратибор», выпускники которого пользуются
преимущественным правом при поступлении в военные училища, при призыве
на военную службу юноши могут выбирать вид и род войск. В программе
факультативного обучения: рукопашный бой, огневая и парашютная
подготовка, учебно-полевые сборы. В школе добротные спортивный и
тренажерный залы, на территории — спортивная площадка. Работают секции
атлетической гимнастики, хоккея, волейбола, баскетбола, лыжная секция.
Кроме этого, популярностью в школе пользуются такие кружки, как
«Информатика», «Юный мотоциклист», где ученики могут получить
водительское удостоверение категории «А». Девочки осваивают мастерство
кройки, шитья, вязания и вышивки в кружке «Рукодельница», мальчики в
кружке «Самоделкин» постигают азы столярного, слесарного и токарного
дела.
С 2005-06 учебного года в Нововяткинской
школе введена предпрофильная подготовка, а в 2006-07 учебном году
организовано профильное обучение. В сентябре 2006 года школе присвоен
статус опорной площадки по профильному обучению. В образовательную сеть
вошли Знаменщиковская и Челноковская основные школы, а также средние
Балаганская и Чуртанская. Обучение ведется по двум профилям:
информационно-технологическому (информатика, математика, физика) и
технологическому (профильные предметы: для юношей — технология и основы
агрономии, для девушек — технология и основы экономики). Школьники
могут освоить профессии тракториста (категории «В», «С», «Е»), швеи
(1-3-й разряды) и пользователя ЭВМ.
На элективные
курсы по профильным дисциплинам в Нововяткинскую опорную школу
приезжают старшеклассники Балаганской школы. В будущем учебном году
согласно проведенному анкетированию элективные курсы должны посетить и
старшеклассники Чуртанской школы. Помимо материально-технических
ресурсов опорной школы используются и ресурсы кадровые — нововяткинские
педагоги проводят уроки в соседних школах, так как там не хватает
учителей-предметников.
Хотелось бы отметить, что в
Нововяткинской школе не боятся проблем и могут успешно решать их.
Например, в 1998 году в образовательном учреждении выросло количество
неуспевающих старшеклассников. В связи с этим на педагогическом совете
было принято и утверждено решение о создании на базе Нововяткинской
школы учебно-консультативного пункта. О высоком качестве образования
красноречиво говорит и статистика. Результаты выпускников
Нововяткинской опорной школы, сдававших единый государственный экзамен
по русскому языку и математике, выше среднего показателя по району и
Тюменской области. Радует и тот факт, что около 60 процентов